Четыре шага, которые надо сделать белорусской экономике
В 2013 году белорусскую номенклатуру ждут новые вызовы в плане поддержания стабильности в стране. Для того чтобы стабильность была не кажущейся, а реальной, предлагается использовать следующую шпаргалку — четыре шага к успешной Беларуси.
Правда, нет уверенности, что власти возьмут на вооружение именно такую парадигму. Если наскребут ресурсов для поддержания старой модели, то, скорее всего, и будут за нее держаться.
Необходима модернизация
Экономика страны показала в прошлом году, казалось бы, неплохие результаты: внешнеторговое сальдо сводится в положительной плоскости, валовой внутренний продукт хоть и медленно, но растет, инфляция в рамках прогноза, доходы населения достигли докризисного уровня и т.д.
Но налицо и ряд явных минусов: возросший государственный долг, увеличенная почти в полтора раза денежная масса, искусственное создание экономического роста в некоторых отраслях, сильная зависимость внешней торговли от нескольких категорий товаров.
Все эти проблемы перешли в новый год и могут испортить настроение руководству страны, которое до сих пор считает белорусскую экономическую модель жизнеспособной.
Беларуси необходима модернизация. Чиновникам нужен четкий план действий, чтобы вытянуть страну из трясины, в которую они сами ее затянули. Для этого в начале года следовало бы сделать первые шаги в сторону новой Беларуси, построенной на объективных экономических законах, а не на прихоти руководства, нацеленного на достижение валовых показателей.
Шаг 1. Не пришпоривание, а оздоровление
Первым шагом в начале года должен стать выбор чиновниками, чего конкретно они хотят — экономического роста в краткосрочной перспективе с последующим кризисом либо макроэкономической стабилизации для дальнейшего экономического роста.
И первое, и второе запланировано на текущий год и зафиксировано в программных документах, подписанных президентом. Экономический рост на 8,5% отражен в социально-экономическом прогнозе, инфляция в 13-15% и ограничение прироста требований банков к экономике до 17-20% намечены в основных направлениях денежно-кредитной политики.
Но даже если белорусская статистика очень постарается, успеха сразу по обоим направлениям экономической политики не получится. Придется чем-то жертвовать. Надо сделать выбор.
И лучше всего, если выбор падет на очищение экономического организма от шлаков — проведение политики макроэкономической стабилизации с целью создания условий для дальнейшего развития экономики.
Шаг 2. Деньги: удержать джинна в бутылке
С одной стороны, денежно-кредитная политика Нацбанка в прошлом году была направлена на стабилизацию ситуации после провального 2011 года, когда инфляция измерялась трехзначным числом (108,7%), банки страдали от нехватки капитала из-за девальвации рубля втрое и золотовалютные резервы были истощены.
С другой стороны, главный финансовый регулятор страны заигрывал с экономикой, увеличив рублевую денежную массу (М2) за 11 месяцев на 45,2% (годовой прогноз 22-24%), а требования к экономике — на 33,7% (прогноз 17-23%).
Тем не менее, здравый смысл взял вверх, и благодаря сохранению высокой ставки рефинансирования (на 1 января 2013 года она составляла 30% при прогнозе 20-23%) вся излишняя денежная масса была скреплена в банковском секторе, а кредитная эмиссия — ограничена дороговизной кредитов для предприятий.
Прошлый год худо-бедно продержались. В текущем необходимо сосредоточиться на том, как удержать джинна в бутылке — не пустить всю накопившуюся в банковском секторе денежную массу в реальный сектор экономики.
Ведь 22,4 трлн рублей на счетах физических лиц при снижении ставки рефинансирования могут быть изъяты из банков и переведены в валюту или потребительские товары/услуги. Если это случится, Нацбанку будет сложно удержать инфляцию в рамках запланированных 13-15%.
Поэтому ставка рефинансирования должна оставаться на высоком уровне. Глава Нацбанка Надежда Ермакова в прошлом году отметила, что "сейчас ставка рефинансирования не играет ту роль, которую должна играть". И оказалась права: банки выставляют ставки по кредитам и депозитам со значительным спредом к устанавливаемой Нацбанком ставке рефинансирования.
Для того чтобы избежать увеличения требований к экономике как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, Нацбанк должен увеличить нормативы обязательных резервов.
Сейчас эти нормативы на очень низком уровне: по привлеченным в национальной валюте средствам юридических лиц — 10%, средствам физических лиц — 0%; по средствам в иностранной валюте — 12%. Эти цифры должны быть увеличены как минимум до 20%, 15% и 15% соответственно.
Выбирая стабильность в финансовом секторе, чиновники могут сосредоточиться на создании условий для развития реального сектора экономики с целью дальнейшего экономического роста и развития страны.
Шаг 3. Финансовая дисциплина в госсекторе
Кроме Нацбанка в Беларуси есть еще один щедрый на деньги государственный орган — Минфин. Только он может за месяц до конца года изменить прогноз исполнения бюджета с бездефицитного на дефицитный в несколько сот миллиардов рублей, как это было на финише 2012-го.
В новом году должно быть принято решение по сокращению государственных доходов и расходов. Расходы, в свою очередь, должны быть сокращены за счет основных статей: государственная деятельность и расходы на национальную экономику. Кроме того, большинство госпрограмм, которые запланированы на 2013 год, должны быть закрыты, и ни один рубль не должен быть направлен на их финансирование.
Минфин должен держать ответ за каждый рубль, растраченный им за год. В случае невыполнения запланированных показателей по сокращению доходов и расходов министр финансов покидает свой пост.
Шаг 4. Реальный сектор: избавиться от балласта
В финансовом секторе работы много, а в реальном — еще больше. Во-первых, для того чтобы иметь задел для экономического роста в будущем, старые, поглощающие ресурсы в огромных объемах, убыточные предприятия должны уйти с рынка. Жесткая денежно-кредитная политика в сочетании с новым лозунгом Минфина "Денег не дам!" способна привести к такому очищению белорусской экономики.
Будет высвобождено много трудовых ресурсов, людям понадобится найти новое место работы. Поэтому чиновникам необходимо обратить внимание на реализацию затерянной директивы № 4 от 31 декабря 2010 года "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Это позволит активизировать предпринимательскую деятельность и не позволит разразиться социальному конфликту.
Во-вторых, Беларусь должна стать привлекательным местом для иностранных инвестиций. Если известные актеры бегут из Европы в Россию из-за высоких налогов, так почему бы Беларуси не предоставить пристанище для денег европейских бизнесменов? Идеи относительно создания не только на бумаге, но и на деле привлекательного инвестиционного климата есть, осталось их только реализовать.
В-третьих, государство в Год змеи должно не поддаться искушению совать свой нос во все дела. Пусть будет реализован принцип "Не надо помогать, просто не мешайте работать".
На начальном этапе белорусской экономике не видать экономического роста, так как она должна очиститься от всех неэффективно используемых активов. Новые собственники смогут распорядиться ими лучше. Главное, чтобы произошло перераспределение активов от государства в частные руки, причем без повторения опыта российских трансформаций начала 90-х.
Власти будут искать возможности отодвинуть реформы
Нынешняя политика белорусского руководства основывается на идее, что экономическая модель, на базе которой страна развивалась 17 лет, еще работает эффективно. Принятие комплексных мер по реформированию означает отказ от этой идеи.
Усилия власти в новом году, скорее всего, будут направлены на сохранение статус-кво при точечных изменениях только там, где это позарез необходимо с ее точки зрения.
Ныне самым слабым звеном в экономике является финансовый сектор, поэтому именно там необходимо ожидать принятия каких-то мер. При этом на алтарь может быть положена идея достижения экономического роста в 8,5%.
Но развитие событий будет зависеть от одного фактора — сколько найдется средств для поддержания текущей ситуации. Источников этих средств несколько — кредиты, внутренние и внешние заимствования через ценные бумаги, внешняя торговля, "домашняя приватизация" (приватизация только тех предприятий, которые будут определены высшим руководством страны, и только тем, кто заплатит больше).
Отсутствие средств — проблема, но на 2013 год вполне может хватить запасов, накопленных за урожайный прошлый год благодаря выгодным условиям внешней торговли (схема "растворители-разбавители/биотопливо).
Но тех условий уже нет, а деньги когда-либо заканчиваются, и тогда все равно придется принимать непопулярные решения. Вопрос в том, как долго власти собираются тянуть кота за хвост.
В этой статье изложены четыре простых шага для успешного нового года в экономике и финансах. Чем раньше они будут сделаны, тем быстрее Беларусь сможет заявить о себе как страна с будущим.
Антон БОЛТОЧКО, Naviny.by